Доклад кандидата богословских наук иерея Андрея Бусловского на III Рождественских образовательных чтениях «Методика преподавания религиозных дисциплин в государственных школах Республики Польша»

Каждый дидактический и воспитательный процесс строится на базе целей и задач. Цель рассматривается со стороны учащегося, задачи – со стороны учителя. Цели определяют задачи, они связаны с содержанием и решают относительно выбора метода. Они вытекают из содержания Святого Писания, учения Церкви и опыта учащегося.

Разнородность применяемых методов является знаком жизнеспособности и богатства изобретательности, а также уважения к учащемуся. Ценность метода зависит от того, ведёт ли он к Богу и в какой степени, служит изменению человека, реализации цели урока религии, вызывает активность и увлечённость учащихся.

В польских школах созданы благоприятные условия для передачи знаний о религии, а также религиозного воспитания детей и молодёжи, широкого сотрудничества с ближайшей средой учащегося, с родителями и школой.

Следует, однако, помнить, что занятия религии или этики, или связанные с языками национальных меньшинств и этнических групп не являются обязательными. Эти предметы являются дополнительными (факультативными), на выбор из диапазона образовательных предложений, дающих возможность развития индивидуальных интересов учащегося.

Обучение религии, как и этики, в качестве образовательного предмета, имеющего определённый мировоззренческий и аксиологический характер, является только возможностью реализации конституционного права для тех, кто заявит о своём желании участвовать в таком обучении, с момента выбора данного предмета он становится обязательным для учащегося.

Хочу отметить, что на уроки религии отведено 2 часа в неделю. Уроки православной религии посещают 90 % учащихся данного вероисповедания. В каждом классе в учебном году реализуется примерно 60 занятий, начиная с детского сада и заканчивая средней школой. Кроме того, учащиеся могут участвовать в занятиях религии при приходе.

Очень важную роль в процессе обучения играют принципы обучения. Они заключаются в том, что охватывают весь процесс образования, всю его структуру. Их применение может эффективно способствовать повышению качества обучения, до полной реализации поставленных целей общего образования и целей катехизации. Реализуя их, мы помним о двух главных принципах обучения религии: Христоцентризме и воцерковлении.

Общая дидактика выделяет две важные группы вопросов. Первая касается критериев выбора содержания и целей обучения, то есть ответа на вопросы, чему следует учить. Вторая, в свою очередь, связана с вопросом, как надо учить, т.е. сосредоточиваться на проблеме эффективного хода процесса обучения, с которым тесно связана проблематика правил, методов, организационных форм и средств обучения. Данную группу можно рассматривать с теоретической стороны, но необходимо также обдумать её элементы в качестве методики катехизации, т.е. учитывать процесс конкретной реализации урока религии, так же, как рассматривается методика обучения отдельных предметов.

В свете теории и практики обучения, то есть общей дидактики, педагог Викентий Оконь устанавливает конкретные моменты (звенья) процесса обучения. В основании звеньев данного процесса, обособленных В. Оконь, мы видим убеждение о разнообразии образования, которое состоит из многих важных элементов, как-то: создавание представлений по принципу чувственных наблюдений, их упорядочение, обобщение на пути мыслительных операций и проверка мыслительной работы в ходе практической деятельности. Из этого следует тезис о необходимости учёта при обучении как наблюдения, как и мышления, а также практики в таком объёме, в каком на уроке религии проходит обучение. Поэтому можно и нужно считаться с дидактическим, основанным на исследованиях дидактиков и представителей психологии, обучением человека.

Из вышеуказанного следуют определённые задачи в процессе обучения религии. К ним принадлежат:

действия, помогающие объяснить учащимся цели и задачи образования, чтобы мотивировать их к активности на уроках религии,
ознакомление, управление получением знаний, чтобы учащиеся могли самостоятельсно пользоваться понятиями религии,
обучение учащихся мыслить на основе истины и ценностей, следующих из веры, путём рассказа учащимся о собственном опыте веры,
обучение учащихся видеть связи между истиной, ценностями и их жизнью,
помощь учащимся в введении в практику жизни новой истины или ценностей,
воспитание навыков и начал, построенных на основе нового религиозного содержания,
обучение размышления над отдельными элементами прошедшего пути, чтобы выработать навык самоконтроля над объёмом и степенью достижения поставленной в начале пути цели.

Необходимо отметить дальнейшие исследования процесса обучения, связанные с теорией многостороннего образования. Самым важным вопросом является отнесение к основным познавательным функциям человека – обучению через усвоение, открытие, переживания и действия. Каждое из этих действий намечает разную стратегию – методы процесса обучения, подачу, проблему, экспозицию и упражнения с соответствующими звеньями в ходе процесса обучения.

Проблема многостороннего обучения связывается с процессом воспитания как сотрудничество и взаимодействие воспитателя и воспитанника, их взаимопонимания. Воспитание всегда является взаимодействием, диалогом воспитателя и воспитанника.
В последние три десятилетия XX века в особенной степени соединяется прочность знания и его эффективность, то есть влияние на действие, на отношение учащегося с соответствующим планом и проведением процесса, иначе говоря, ходом обучения. И хоть может иметь немного иной характер в зависимости от возраста учащегося, целей, содержания и разных условий, необходимо в нём учесть определённые моменты, общие для всех типов обучения, но вместе с тем принять во внимание специфический характер обучения религии.

Переходим к вопросам подробной методики обучения религии.

Специфика методики обучения религии.

В области методики в качестве главного звена урока религии следует указать заботу о создании положительной связи учителя с учащимся. Атмосфера взаимной доброжелательности является условием мотивации учащегося к работе и своеобразным связующим звеном в создании личных отношений учащегося с Богом.
Следующее звено процесса обучения религии – это ознакомление учащихся с новым понятием, истиной или ценностями. Существенным фактором, укрепляющим этот элемент, является сотрудничество воспитательного окружения: школы, прихода, церкви.

Третье звено – это процесс обратной связи, проверка того, как учащийся воспринял данную информацию, истину, ценности. Здесь крайне необходимо знание учащегося, его психического состояния на определённых этапах развития, а также условий среды, от которых зависит эффективность методов работы, указанных дидактикой.

Следующее звено – это закрепление поданного материала. Оно указывает на необходимость стимуляции учащихся к синтезированию материала. Упрочивание в учащемся личного примера Христа на основании Его жизни, слов, действий.

Следующее звено – это рекомендация формирования соответствующей позиции, умений и даже навыков. Это касается не только простых религиозных умений, но также размышлений над своей жизнью, оценки собственного поведения в свете учения Божия, смелость и решительность к повторным действиям. Это требует трудной воспитательной работы, чтобы учащиеся могли, прежде всего, осознавать мотивы своего выбора, решений и предпринимаемых действий. Ограничиваясь только дидактикой, без воспитательной работы, нельзя рассчитывать на эффективность обучения религии.

Очень важным звеном является оценка или самоконтроль. Необходимо организовывать встречи, которые бы подытоживали обсуждаемые вопросы, а также их систематизация, оправленная в новую структуру относительно повседневной жизни в свете развития духовной жизни. Это, например, подготовка к исповеди, которая показывает учащемуся прогресс или регресс в познании Бога.

Нельзя обойти вниманием многие прекрасные примеры методистов катехизации из числа наших учителей. Хорошего методиста характеризует, прежде всего, любовь к ребёнку и понимание его потребностей, а также смелость в применении нетипичных способов общения в работе с детьми. Это касается методики обучения по каждому предмету, на всех уровнях работы.

Учитель религии ведёт учащегося до полного его развития

Православная педагогика воспринимает обучение как восстановление, возвращение человеку полноты, предусматривающей развитие всех его сил таким образом, чтобы образ Божий мог открыться в человеке полностью и со всей мощью. Святитель Феофан Затворник говорит: «Главная цель христианского воспитания состоит в том, чтобы вследствие воспитательных мер человек сказал о себе, что он христианин, чтобы осознанно и убеждённо хранил и развивал благочестие, которое приобретал около своего наставника». Религиозное воспитание может помогать школе. Это не только дидактическая деятельность, но прежде всего воспитание, передача веры и воцерковление.

На уроке религии учащийся знакомится с новым измерением достоинства человека, основанном на вере, — это освобождение из неволи зла и смерти через воскресение Христа, предназначение к жизни с Богом. Формирует свои моральные основы в свете Божьего учения. Учится открывать и принимать за свои объективные нормы поведения. Открывает, что любовь к другому человеку имеет своё начало в Боге. Учится правилам христианской, семейной, общественной, Божьей жизни. Учится быть в ответе за себя и другого человека. Формирует религиозную зрелость, знакомится с полным смыслом жизни человека, сущностью которой является Бог.

В Польше, обучая православной религии, мы опираемся на программную основу и программу обучения, утверждённые Священным Собором Епископов Православной церкви в Польше 09.11.2012 г.

Программа предназначена для обучения православной религии в детском саду и школах: начальной, гимназии и выше. Она разработана в соответствии с распоряжением министра национального образования от 8 июня 2009 года. Программа определяет цели, задачи обучения религии, отвечающие им содержание обучения, достижения учащегося, методы достижения целей и информацию, касающуюся реализации программы на отдельных этапах образования.
Содержание образования имеет возможность формирования соответствующих моральных устоев учащегося, согласно учению Православной Церкви.

Главной целью конструкции программы является указание учащемуся дороги к Богу, поддержка его духовного развития в свете истины Божьей. Материал представляет богословское содержание, следующее из Слова Божьего, находящееся в Священном Писании и Священной Традиции, выраженное в богослужениях, отражённое в религиозных и моральных ценностях.

Содержание программы по отдельным этапам включает в себя темы, касающиеся сотрудничества образовательного общения семьи, школы и прихода, которые должны дополнять и углублять образование в объёме уроков религии в школе.

Целью обучения является религиозное образование, в которой упор сделан на воспитательный момент. Он предполагает слияние знаний об истине веры, моральном праве и практики жизни с целью личного принятия истины через вольную волю учащегося и активное участие в литургической жизни Церкви.

Благодаря реализации программной основы и программы учащиеся уже с 4-6 лет знакомятся с элементами знаний и религиозной жизни. Преподавание религии в детском саду вводит детей в основы веры, формирующие литургическое участие. Ребёнок знакомится с религиозными понятиями, словами простых молитв, основными сведениями на тему событий литургического года, а также христианским понятием добра и зла, формирует сознание восприятия себя как православного христианина.

В начальной школе программное содержание вводит учащихся в очень широкую религиозную тематику. Оснащает её многими умениями, между прочими обращением к Священному Писанию и чтению по-церковнославянски с 3-го класса, то есть в возрасте 9-10 лет. Очень важным аспектом является подготовка учащихся к активному участию в жизни Православной Церкви.

В 1 классе дети знакомятся с историей двунадесятых праздников и Пасхи, житиями святых как надлежащими образцами для подражания, формируют соответствующую религиозную позицию в разных ситуациях, например, во время молитвы, пребывания в храме встречи со священником, а также во время контактов с ровесниками.
В 2 классе обучение сосредоточивается на библейской истории Нового Завета.
3 класс – это библейская история Ветхого Завета. Здесь учащиеся знакомятся с некоторыми церковнославянскими буквами. В 4 классе учащиеся знакомятся с некоторыми прообразами и историей избранных пророков. Много уроков посвящено обучению церковнославянскому языку, учащиеся уже читают некоторые молитвы на этом языке. В 5 классе учащихся знакомят с храмом и православными богослужениями. Много внимания во время реализации программы посвящается значению Святой Божественной Литургии. 6 класс – это анализ молитв «Символ веры» и «Отче наш». Знакомство с Таинствами. Праздники изучаются на основании тропарей и кондаков.

Программа обучения православной религии в гимназии концентрируется на морально-историческом аспекте. Указывает на правильные устои, образцы поведения, формирующие личность молодого человека. Учащиеся реализуют здесь Декалог (десять заповедей), расширяют познания, касающиеся суточного цикла богослужений, знакомятся с началом христианства и историей Православной церкви в Польше.

Историческая тематика отредактирована таким образом, чтобы она перекликалась с современностью. Время обучения в гимназии накладывается со временем поиска авторитетов и моральных образцов, поэтому в программе есть жития святых. Производится сравнение разных христианских вероисповеданий.

Программа в школе после гимназии указывает на формирование веры и ответственной жизни православного христианина в Церкви, семье и мире. Учение религии должно помочь молодому человеку исповедовать свою веру, совершить правильный выбор на собственном жизненном пути. Здесь рассматриваются вопросы догмата о Святой Троице, экклезиологии, учения о Таинствах, вопросы моральной жизни. Важной задачей программы является введение укреплённого в вере молодого человека в проблемы современного мира и подготовка к жизни в семье.

Существенным элементом является участие в литургической жизни, поскольку жизнь в церкви помогает молодому человеку пережить этот трудный период формирования сознания, личности. Данный процесс может быть поддержан участием молодёжи в деятельности разных организаций при церкви – деятельности Братства православной молодёжи, пении в хоре, спортивных организациях, благотворительной деятельности, участия в паломничествах.

Реализация программного содержания требует от учителя богатого рабочего арсенала, в частности, применения различных методов обучения и многочисленных разнообразных дидактических средств. Различные дидактичекие средства дают возможность более лёгкого достижения намеченных целей, могут интересно ознакомить учащихся с содержанием обучения.

В процессе обучения особое значение имеют активизирующие методы, поскольку побуждают мышление в причинно-следственных категориях. Учат искать аналогии, помогают находить альтернативные способы действия, а это необычайно важные умения, которые могут пригодиться в ситуациях осознанного принятия решений православным христианином.

Процесс обучения религии требует от учителя свидетельства веры, личного примера, эрудиции, высокой культуры и прекрасной профессиональной подготовки. В объёме применения дидактической помощи важными являются также индивидуальные находки и креативность.

В настоящее время, обучая религии в школе, мы пользуемся профессиональными учебниками и тетрадями для упражнений. У нас есть также развивающие игры для обучения церковнославянскому языку, для ознакомления с православными храмами и богослужениями. В последнее время появились аппликации на смартфоны – молитвослов для детей и тесты религиозного характера. Не хватает ещё православных фильмов на религиозную тему в переводе на польский язык.

Функционирует интернет-сайт www.e-katechezaorth.pl, на котором учителя могут найти много информаии на тему обучения религии.

Учителю в работе помогают методисты, работающие в Центрах образования учителей в отдельных крупных городах, а также инспекторы обучения религии, осуществляющие надзор над всем процессом.

В школе учитель не обязан всё знать, но может и должен снабдить своих учащихся основными умениями справляться с постоянно меняющейся реальностью. Одна из поговорок гласит: «Дай мне рыбу и я буду сыт весь день. Научи меня ловить рыбу и я буду сыт всю жизнь».

Добавлю, что «Когда рыбак идёт ловить рыбу, то берёт приманку, которая будет по вкусу рыбе, а не рыбаку».

Благодарю за внимание.

 

Бобруйская епархия © 2024 ·   Войти   · Дизайн: иер. Алексий Болотов Наверх