Не угаснуть, но воскреснуть. Какая наша задача перед Пасхой?

Весна. Первое ласковое солнце. Впереди – самое важное, радостное событие. Праздник всех праздников. Насколько светлый, благодатный период – Великий пост. Но почему-то часто к нему бытует отношение как ко времени мрачному и напряжённому. Для кого-то самые сложные первые дни поста. Кто-то устаёт после первой недели. Кто-то держится до последних дней, но из последних сил. Почему так происходит? Так ли должно быть?

Мы побеседовали с несколькими клириками Бобруйской епархии. Нам рассказали о том, как они привыкали к посту, как постились в семинарии, как соблюдать пост с детьми и на что сместить акценты во время Четыредесятницы, чтобы встретить Воскресение Христово без потерь для здоровья и для души.


ГЛАВНОЕ – СМОТРЕТЬ НА ПЛОДЫ ПОСТА

– Мой первый пост был в отрочестве. После семи лет мы начали втягиваться вместе с родителями в посты, – поделился протоиерей Иоанн Коляда, руководитель отдела по взаимодействию с учреждениями здравоохранения Бобруйской епархии. – Изначально посты не были такими глубокими, продолжительными, были более детскими.

У меня отец священник и дедушка священник, поэтому для нас это было нормальным и приятным времяпровождением. Для нас всегда Великий пост был в радость – радость общения с Богом. Мы чаще исповедовались, причащались, чаще становились на молитву. Мой папа, протоиерей Игнатий, всегда говорил: «Сынок, пост дан человеку для того, чтобы человек мог увидеть и осознать свой грех».

Также вспоминаю свою бабушку, которая, когда мы научились читать, говорила нам: «Детки, открываем Писание и каждый день читаем одну главу». Потом мы ей пересказывали то, что запомнили. Как правило, это было на сон грядущий, после вечерних молитв, вместо сказок. Бабушка нам подсказывала, корректировала.

Хорошо прививать любовь к посту и молитве с самого детства. Но самое главное – смотреть на плоды доброго покаяния, чему нас и учит Церковь. Мы должны понимать, что пост – это, прежде всего, время сугубой, искренней молитвы, добрых дел. Вот с этим должен ассоциироваться пост. Многие путают слово «пост» и «диета». Диета – это просто ограничение в еде, а пост нужен именно для души. Доктора признают, что и с медицинской точки зрения пост полезен, но не нужно ставить пользу на первое место. В первую очередь – это приготовление себя к встрече с Богом.


ПОСТ – ЭТО УЖЕ ПАСХА. ЗАЧЕМ МЫ НУЖНЫ ХРИСТУ НЕДОВОЛЬНЫЕ?

Протоиерей Дмитрий Баркарь, руководитель отдела образования и катехизации Бобруйской епархии, рассказал как проходили посты в семинарии Киево-Печерской лавры:

– Когда постятся все вместе, это, конечно, намного проще. На первой неделе у нас не было учёбы, все были утром и вечером в храме на службах, может быть, были какие-то послушания среди дня. Пост был по желанию: в дни, когда не положено растительное масло, на столах стояли бутылочки с маслом, кто хотел мог себе добавлять. В выходные дни студентам всегда давали рыбу. Обычное меню: каша, супы, кислая капуста. Если кто-то чувствовал, что может на воде и хлебе, то это было его добровольным желанием.

Главный смысл поста заложен в подготовительных неделях к нему. На мой взгляд, это раньше, чем Неделя о блудном сыне – это начиная с воскресенья с евангельским чтением о слепце. Нам важно приобрести в пост духовное зрение. То физическое зрение, что есть у человека, недостаточно для спасения. Если человек сможет за Великий пост обновить или приобрести это духовное зрение, значит, пост пройдёт не напрасно.

Так же Неделя о Закхее: это о том, насколько человек способен преодолеть какие-то трудности, приложить усилия, чтобы увидеть Христа, а неделя о мытаре и фарисее раскрывает то, какова должна быть молитва.
Есть разные причины, почему у нас сложилось так, что пост – это только воздержание от скоромной пищи. Как-то я слышал такое мнение: если у меня не хватает силы и мужества воздержаться от осуждения, гнева, я хотя бы попощусь, не буду есть мясо и молоко.

Также важно понимать, что пост, по сути, это уже Пасха. Мы идём навстречу Христу. Зачем мы Ему нужны недовольные, вечно голодные и, ближе к Пасхе, даже больными – с гастритом или какой-то язвой? Это уже не Пасха, не радость, а какое-то мучение.


ДЕТЯМ ПОКУПАЛИ КОЛБАСУ, НО ОНА ЛЕЖАЛА ДО ПАСХИ

– Наш отец всегда акцентировал на том, что пост – это изменение, улучшение своей жизни. Он никогда нам не говорил поститься. Говорил, что у нас должны быть силы для получения знаний, – вспоминает иерей Николай Лазовский, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» Бобруйска, тоже из семьи священника. – Нам, детям, покупали колбасу, сыр, чтобы мы завтракали перед школой. А мы видели, что папа и мама постятся, и нам тоже было интересно. Колбаса так и оставалась лежать в холодильнике неделями.

Утром всех тяжело было собрать, а вечером мы всей семьёй собирались на молитву. Во-первых, учились читать на церковно-славянском языке, а во-вторых, это нас сильно объединяло.

Когда мы не вкушаем мясные продукты, мы успокаиваемся. Первые дни нам тяжело, нас как будто прибивает к земле. После первой недели мы уже как соловушки. Нам становится легко, организм очищается, человек начинает, наоборот, лучше себя чувствовать.

Невозможно постоянно грешить, а в пост стать святым. Зачастую строгие ограничения приводят к тому, что люди срываются: после двух недель начинает что-то болеть, начинают сдавать нервы.

Пост – время, когда стоит задаться вопросом: что я хочу изменить в своей жизни? Что хочу исправить? Можно улучшить хотя бы что-то одно, не нужно всё сразу. Например, можно меньше смотреть телевизор или сидеть в соцсетях. Во время поста можно постараться ограничить себя в этом, больше читать душеполезной литературы. Пример святых отцов помогает понять, что не только ты – великий грешник, что не только у тебя одного ничего не получается. Все мы примерно одинаковые, во все времена, потому что все созданы по Образу и по подобию Божию. В пост мы не должны угасать, но должны воскрешаться.

Бобруйская епархия © 2024 ·   Войти   · Дизайн: иер. Алексий Болотов Наверх