В этом году 26 мая в субботу перед воскресеньем, в которое мы празднуем День Святой Троицы, проходят в храмах заупокойные богослужения Троицкой вселенской родительской субботы.
Фото: pravosakh.ru
Таких вселенских родительских поминальных суббот всего две в году. Первая из них – мясопустная. Празднуется всегда перед Неделей о Страшном суде. Церковью положены в субботу перед этим днем заупокойные поминовения потому, что мы знаем, что окончательно до Второго пришествия Христова участь наших усопших не определена. Это случится только тогда, когда Спаситель явится судить мир и души усопших снова войдут в тела. И человек в целостности своего духовно-телесного естества встанет на Страшный суд, за которым либо рай, либо ад на веки вечные. Но до этого момента молиться об усопших наш святой долг. Ведь по нашим молитвам им даруется Божественная благодать, и Господь прощает их грехи.
Протоиерей Олег Давыденков в учебнике «Догматическое богословие» пишет об этом: «Мздовоздаяние после частного суда не является окончательным, это лишь ожидание блаженства или мучения. Изменение участи тех, кто умер в покаянии, но во время земной жизни не принес достойных его плодов, возможно. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например, посты, которые приносятся за усопших, исхищают от уз ада их души и помогают им в достижении блаженного воскресения. В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться из ада, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю… (Ин. 14:13); И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21:22). Христос имеет ключи ада и смерти (Откр. 1:18)».
О том же пишет и святитель Феофан Затворник: «Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие. У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна ей (душе) помощь! Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль её к вам: ‟Помоги!” – вот на что вам надлежит устремить всё внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи в продолжении шести недель, да и далее…»
И церковная история изобилует такими примерами. Можно вспомнить пример из Ветхого Завета, когда Иуда Маккавей молился Богу о прощении греха умерших воинов, взявших идоложертвенные вещи, принадлежащие капищу (2 Макк. 12:38–45). В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть следующие стихи: «Благодать даяния пред всяким живым (да будет), и над мертвецем не возбрани благодати» (Сир. 7:36).
Также известен диалог преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца. Последний благодарит святого за молитву, повествуя о том, что по его молитве угашается адское пламя. А святитель Марк Эфесский пишет: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр. блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна. Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них».
Из отечественной церковной истории известен случай разговора святителя Феодосия Черниговского, который явился во сне преподобному Алексию Голосеевскому, на тот момент дежурившему у раки с его мощами. Произошел следующий диалог… Святитель попросил у преподобного Алексия: «‟Прошу тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей”. Святитель назвал имена: иерей Никита и Мария. До этого имена родителей не были известны по житию. Позже, разбирали архив монастыря, где архимандрит Феодосий был настоятелем, нашли его личный помянник. Там первыми были записаны отец и мать: иерей Никита и Мария. Иеромонах Алексий сказал: ‟Как можешь ты, святитель, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?”. Св. Феодосий ответил: ‟приношение на Литургии сильнее моих молитв”».
Троицкая родительская поминальная суббота также названа Вселенской, так как в виду предстоящего праздника Пятидесятницы – этого Дня Рождения Церкви, Дух Святой сошел на апостолов и сотворил из них Церковь. В ближайшую субботу мы вспоминаем всех умерших православных христиан, членов Церкви – этого Тела Христова – и молимся об упокоении их душ и о прощении их грехов. Священноисповедник Афанасий (Сахаров) в своей замечательной книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» писал: «Следуя руководству Святой Церкви, мы исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти, но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе, что «из мертвых восстанием Христовым смерть уже не обладает умершими благочестиво , что Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих, ибо по слову Христову «Бог… несть мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть» (Лк. 20:38). Поэтому умирающие о Господе православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами самое действительное, реальное, живое общение. Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва – главнейшая сила этого единения».
Вступим же, дорогие братья и сестры, в это общение с Богом и с нашими усопшими близкими для их и нашего спасения, ведь молитвенное ходатайство за наших почивших сродников не останется напрасным и не замеченным Господом, потому что в основе этой молитвы любовь. И так в этом Соборе любви, Которым есть Православная Церковь, происходит великое и пасхальное таинство, когда Христос побеждает личный грех каждого из нас, освобождает от мучащего нас беса, упраздняет смерть не общей философской идеей, но предметно, конкретно индивидуально и действенно. Лишь бы только наши парастас-ходатайство друг за друга и панихида-всенощная не ослабевали. Лишь бы только мы нуждались в молитве, как рыба нуждается в воде. И в глубине ее и мы, и наши усопшие обретем милосердного Бога, для Которого живы все…