Таинство Причащения (или Евхаристии) совершается во время богослужения, которое называется Божественной литургией (что обозначает — общественное служение Богу). Таинство Причащения — это таинство единства всех христиан в Боге. Вне этого единства невозможна вечность человечества с Богом.
Видеофильм о Таинстве Причащения
Таинство Причащения, или Евхаристии (с греч. — «благодарение»), было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере, незадолго до Его страданий и Воскресения. Так Священное Писание говорит об установлении этого Таинства:
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, 26:26-28).
Святые Дары, которые мы принимаем, подходя к Чаше, — не какие-то символы божественного присутствия, но истинные Тело и Кровь Христовы. Православная Церковь с Апостольских времен свидетельствует, что в этом Таинстве христианин причащается Самого Христа и теснейшим образом соединяется с Ним.
Вся наша церковная жизнь, весь строй православного богослужения, все святоотеческое наследие ориентированы на подготовку христиан к Евхаристии. Спаситель призывает каждого из нас приступать к этому Таинству:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною…» (Евангелие от Иоанна, 6:53-57).
К сожалению, многие христиане пренебрегают этими словами Господа, и подолгу, иногда по несколько лет, не причащаются — по нерадению или по «недостоинству». Не следует избегать этого Таинства, считая себя недостойным: величие Жертвы Христа таково, что никто и никогда не дерзал бы назваться «достойным» причащения. Отказываясь от этого Дара, мы тем самым отделяем себя от Бога и от Церкви, которая, по слову Апостола Павла, есть Тело Христово.
Однако отцы Церкви предостерегают нас и от того, чтобы приступать к Таинству Причащения неготовыми, без покаяния и благоговения. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор.28-29), — предостерегает нас Апостол Павел. Именно поэтому православная Церковь установила для желающих причаститься несколько правил.