В ночь с 5 на 6 ноября 2024 года, в мужском монастыре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Прощанская пустынь) совершили Божественную литургию святого апостола Иакова.
Божественную литургию возглавил настоятель обители игумен Максим (Юндил) в сослужении духовенства Бобруйской епархии и гостей в священном сане.
***
По традиции в день памяти апостола Иакова (5 ноября по н.ст.) вместо обычной литургии свт. Иоанна Златоуста в некоторых храмах Православной Церкви совершается Божественная литургия по древнему чину Иерусалимской церкви, восходящему к ее основателю – святому апостолу Иакову, брату Господню.
Почему нам дорог этот прекрасный обычай совершать древнюю литургию апостола Иакова?
Во-первых, потому что это литургия родилась в самой колыбели христианства, в иерусалимской первообщине, на Святой Горе, в лоне Матери всех христианских церквей. Она позволяет нам глубоко ощутить живую связь с Иерусалимом, каждый раз по-новому пережить духовное и историческое единство с неразделенным христианством первых веков.
Во-вторых, эта литургия содержит древние прошения о братьях, которые претерпевают гонения и принимают мученический венец. В совсем недавнюю эпоху митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) ежегодно в храме Ленинградской Духовной академии с особым чувством совершал эту Божественную литургию за гонимую Церковь, за грядущее торжество Православия.
Многое в этом богослужении кажется удивительным. Например, при произнесении ектений диакон обращен не к алтарю, а к молящимся. Совершается чтение книг не только Нового, но и Ветхого Завета, причем чтение Священного Писания совершается в центре храма, по-новому звучат хорошо знакомые молитвы и возгласы: «Горе будем иметь ум и сердца» или «Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся». Также отличается порядок малого входа с Евангелием и Великого входа со Святыми Дарами – священнослужители не выходят на амвон, а обходят храм торжественной процессией. Во время Великого входа вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеческая…».