На всех приходах Бобруйской епархии проходят встречи с теми, кто желает принять участие в таинстве Крещения: взрослыми, готовящимися к крещению, а также родителями и крестными родителями детей, приступающих к таинству Крещения.
Эти встречи проходят в форме бесед о христианстве и в соответствии с древней христианской традицией называются Оглашением.
«Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять таинство Крещения», а «при совершении таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни.
Огласительные беседы с родителями и восприемниками проводятся заранее и отдельно от совершения таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в таинствах Покаяния и Евхаристии».
(Из документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении», принятого постановлением Архиерейского Собора 2013 года).
Расписание проведения огласительных бесед на приходах Бобруйской епархии
Иларион (Алфеев), митрополит. Как прийти в Церковь.
Скачать 230К
Макарий (Маркиш), иеромонах. На пороге Церкви. Вопросы и ответы.
Скачать 540К
Макарий (Маркиш), иеромонах. Три разговора о крещении с родителями и крестными.
Скачать 360К
О крестных родителях. – Москва: Благовест, 2011.
Скачать 530К
Буклет «Что такое Крещение»
Скачать 1М
Буклет «Символ веры»
Скачать 90К
Буклет «Объяснение Символа веры»
Скачать 2,5М
Буклет «Как подготовиться к Исповеди и Причащению»
Скачать 1,2М
Крещение есть таинство, в котором крещаемый, после предварительного наставления в истинах христианской веры и исповедания их, при троекратном погружении в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа, Аминь», — очищается от грехов и получает доступ для новой жизни – духовной, благодатной.
Таинство Крещения, как и все другие таинства, установлено Иисусом Христом. Незадолго пред Его вознесением на небо. Господь дал заповедь апостолам сначала научать людей вере, а потом крестить их во имя Святой Троицы (Мф. 18, 19).
На основании данных Иисусом Христом наставлений апостолы определили чин и порядок крещения и передали это своим преемникам. В век апостольский крещение состояло:
из наставления в вере Христовой, или оглашения,
покаяния, или отречения от прежних заблуждений и грехов,
открытого исповедания веры во Христа и самого крещения чрез погружение в воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
По этой схеме происходит совершение таинства Крещения и в настоящее время.
Таинство Крещения самое первое, Оно служит дверью в Церковь Христову.
Только принявший Крещение человек может быть членом Церкви, поскольку только крещеный человек имеет способность к полноте духовной жизни. В Крещении человек получает уникальную духовную способность воспринимать подаваемую Богом в Церкви благодатную силу, которая преображает человека, ведет человека по пути очищения от влечения ко греху и к единству с Богом, что и является целью христианской жизни.
И потому Крещение называется еще «духовным рождением». Подлинная духовная жизнь человека начинается только с момента Крещения. Цель духовной жизни человека состоит в очищении от греховных склонностей (воспитании воли) и единстве с Богом – Источником всякого блага в нашей жизни.
Таинство Крещения может быть совершено только один раз над одним человеком. Это принципиально важно: получив в Крещении способность к полноте духовной жизни, человек ее не может потерять и несет ответственность перед Богом за то, как в нем происходит духовная жизнь.
Если у человека есть сомнения относительно того, был ли он крещен ранее, об этом необходимо сообщить священнику.
Покаяние и вера – необходимые условия для принятия таинства Крещения.
Через покаяние человек осознает свои грехи, осознает меру своего греховного падения и степень того, что ему необходимо в себе изменить, преодолеть силой Божией. А через веру – в доверии к Богу и готовности знать Его заповеди следовать им – человек делается открытым для действия в нем преображающей силы Божией. Таким образом, покаяние и вера – это движущая сила духовной жизни, это то, что необходимо сделать человеку осознанно и самостоятельно, чтобы в человеке пребывал Бог.
Крещение младенцев происходило с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать осознанной веры и покаяния, но в крещении младенцев есть свой смысл. Младенцы также нуждаются в преображающем действии Благодати Божией, поскольку со времен грехопадения Адама и Евы с рождением человек уже имеет в себе «греховное начало», имеет потенциальную склонность ко греху, которая по мере взросления человека проявляет себя.
Младенцев крестят в силу веры их родителей и восприемников (крестных): младенцы, получив в Крещении способность к полноте духовной жизни и взрослея в христианской среде, где осуществляется эта жизнь – совершается молитва, происходит изучение и осознанное стремление к исполнению Божиего Закона – делаются открытыми для действия в них преображающей силы Божией.
При этом на родителях и крестных родителях крещеного младенца лежит ответственность за его духовную жизнь: святая обязанность крестных научить крестников истинам веры, поделиться с ними своим личным опытом духовной жизни.
Крещение младенцев совершается обычно на сороковой день после рождения, однако может быть совершено и ранее, и после этого дня.
Имя в крещении нарекается во время особой молитвы перед началом таинства. По древней традиции Православной Церкви, имя нарекается в честь какого-либо святого. Это может быть святой, чья память празднуется в день рождения ребенка, в день Крещения, или просто почитаемый в данной семье святой. Таким образом, день памяти этого святого, будет днем именин. Важно знать житие святого, чье имя носишь, обращаться к нему в молитвах.
В случае если имени ребенка нет в святцах (то есть нет святого с таким именем), в крещении нарекается имя либо созвучное (например, Рустам-Рустик, Арина-Ирина или Полина-Апполинария), либо соответствующее по смыслу (например, Виктория-Ника).
Крестным может стать совершеннолетний крещеный православный христианин, знающий Символ веры, основные православные молитвы («Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»). Это есть некоторый необходимый минимум. В идеале же, крестным должен быть тот, кто ведет осознанную духовную жизнь: регулярно исповедуется и причащается. Ведь как может научить крестника православной христианской вере тот, кто сам в ней является начинающим?
По традиции крестных двое – крестный отец и крестная мать.
Восприемниками, по традиции, не могут быть родители крещаемого. Церковные правила не допускают брака между крестным и крестником, а также между крестным и одним из овдовевших родителей крестника.
Во время совершения таинства Крещения крещаемые (а если крестят младенца – крестные родители) свидетельствуют о своей вере через чтение Символа веры.
После Крещения, по мере взросления, крестный должен наставлять ребенка в вере, приводить в храм, приносить к Причастию, или следить, чтобы родители приводили его в храм и причащали. Крестные должны каждый день молиться за своих крестников. Крестные несут ответственность за воспитание ребенка в вере и будут отвечать за это перед Богом.
Крещение младенца в христианской семье – это, как правило, выбор его родителей, за который они также несут ответственность перед Богом. Крещение младенца – это посвящение его жизни Богу, этот выбор в обязательном порядке должен быть результатом личного духовного опыта тех, кто принят такое решение.
Как правило, в детские годы именно в семье (если она христианская) подрастающий ребенок получает понятие о Боге, первые навыки духовной жизни. Каков будет этот первый опыт – зависит от личной духовной жизни тех, кто в детстве окружает ребенка.
Смысл крещения в младенчестве в том и состоит, чтобы с детства привить ребенку опыт общения с Богом.
Поэтому родителям важно наставлять ребенка в вере, приводить в храм, приносить к Причастию, при этом самим вести здоровую духовную жизнь – регулярно совершать молитву, исповедоваться и причащаться.
Для мамы-христианки, решившей крестить своего младенца, священником в храме совершается чин чтения «Молитв очистительных после родов», смысл которых – в подготовке мамы после родов к участию в таинстве Причащения.
Эти молитвы могут быть почитаны маме во время совершения над ее младенцем таинства Крещения (возможно этот чин совершить и до Крещения, и после Крещения, но обязательно по истечении 40 дней после родов). По прочтении этих молитв маме следует приступить к таинству Исповеди и вместе с младенцем – к таинству Причащения.