История кафедрального собора свт. Николая г. Бобруйска

bobr-nikПодробное историческое описание Бобруйского Николаевского собора приведено в книге «Описание церквей и приходов Минской епархии», изданной в 1879г. Там говорится, что «древнейшая городская церковь во имя Св. Николая до 1812г. находилась вблизи реки Березины, на том месте, где теперь Рогачевские ворота крепости. С переселением городских жителей из крепости на Паричский форштадт, перенесена туда была и церковь, а по упразднении в 1829г. сего форштадта и переселении жителей на Минский, а также по причине ветхости оной церкви в 1835г. в самом центре города была построена новая с богодельнею, на сумму, отпущенную из казны, но во сколь-ко обошлась постройка неизвестно, по неимению документов.

Здание деревянное, внешний вид его в основании и стенах представляет форму продолговатого креста, с одною колокольною башнею во фронтовой части одним открытым куполом на средней части храма, входных дверей трое, окна устроены в один ярус и запираются изнутри деревянными ставнями, крыша железная, все здание окрашено масляною краскою; крыша – в зеленый цвет, стены и двери в желто – кирпичный, а колонны при дверях в белый. Вообще церковное здание в настоящее время (1879) находится в довольно прочном состоянии. Внутреннее расположение крестообразное; площадь собственно средней части храм заключает пространство в 8 сажен длины и 4 сажен и 1 аршин ширины (1 сажен = 2 метра), а алтарь – 7 аршин длины и ширины.

Средняя часть храма устроена со своеобразным потолком, утверждающемся на 6 деревянных столбах, а в алтаре, пред ней части храма и притворе настланы потолки из досок, пол деревянный, солея возвышена на 4 вершка, клиросы устроены на солее. Церковь теплая, с тремя печами. Иконостас нового устройства, дощатый. Покрашен в белый цвет, а рамы, карнизы и резьба – позолочены. Состоит из семи икон академического письма. Расположены в одном ярусе. Кроме того, в церкви находится древняя храмовая икона Св. Николая, греческой живописи, написанная на сосновой доске, на серебряном фоне, в риз, из серебра 84 пробы, с серебряно – вызолоченным венком над ликом; величина её 1 аршин 41 вершков в высоту, и 1 аршин 4 вершка в ширину (1 аршин= 71 см., вершок= 4,4 см.). Икона сия до 1795г. находилась в руках униатов, а с возвращением прихожан Бобруйского Николаевского прихода в православие стала по – прежнему достоянием всей церкви. Когда написана сия икона, кто её пожертвовал и вообще полного сказания о ней не сохранилось.

Престол в сей церкви один во имя Святителя и Чудотворца Николая. Из утвари каковая имеется в полном количестве, можно отметить следующие предметы; два потира, два дискоса, две лжицы, две звездицы и проскомидийные блюда – все сребрянновызолоченные 84 пробы, четыре креста; серебряно – вызолоченный крест на финифтах 84 пробы весом 32 лота; такой же крест весом 22 лота ; серебряно – вызолоченный крест, весь обложенный серебром 12 пробы, семиконечный весом 1 фунт, на нем распятие из золота неизвестной пробы, а по его сторонам изображение 4 евангелистов на серебре. На обратной стороне изображение Богоматери с Предвечным Младенцем а по сторонам оного – изображение Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова. На передней стороне внизу находится надпись: «Сей крест подал раб Божий Стефан Иовович Царик до храму Св. Отца Николая в Бобруйску. Року…» далее неразборчиво.

Две дарохранительницы; одна из серебра 84 пробы вызолоченная чеканной работы с надписью на передней стороне: «Вклад благоверного Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Александра Александровича в соборный храм г. Бобруйска», а на задней – « на вечное поминовение заупокой души Государя Цесаревича и великого Князя Николая Александровича .12 апреля 1865г.». Другая такого же металла и той же пробы, вызолоченная весом 13 лотов. Паникадила –одно медное посеребренное через огонь на 36 свеч стоимостью 500 рублей и другое такое же на 12 свечей – оба пожертвованы бывшим церковным старостой Матвеем Горбенко.

Между прочими утварными принадлежностями нет замечательных по ценности и древности. Ризница помещаемая частично в шкафу в алтаре, а частично в кладовой под колокольнею. Состоит из 6 приборов священнических облачений. В том числе новых и годных к употреблению 4 и ветхих 2; диаконских – годных 3 и ветхих 3. К ценным облачениям относятся следующие: два священнические и одно диаконское из золотой парчи, с такими же крестами и пазументами, воздухи, одеяние на малый столик и пелена на аналой – из такой же парчи; одежды на престол и жертвенник из серебряной парчи. Все сии предметы стоимостью более 400 рублей.

Евангелий, употребляемых при Богослужении – 3: в лист в серебряно — вызолоченном окладе 84 пробы чеканной работы окладе, с изображением в середине верхней доски Воскресения, а по углам Евангелистов; малиновом бархате, с медно посеребренными изображениями Воскресения и Евангелистов; в 1/8 листа с серебряно – вызолоченным 84 пробы украшениями.

Прочих Богослужебных книг имеется полный круг В церковном архиве хранятся копии метрических книг с 1833г. и исповедные списки прихожан с 1832г. В колокольне помещаются 5 коло-колов весом 54 п. 23 ф., 15 п. 15 ф., 1 пуд 18 фунтов, 1 п. 10 ф., 1 п. Вокруг церкви устроены 2 деревянные ограды: одна наружная на протяжении 300 сажен, огораживающая вокруг церкви сад, а другая внутренняя, отделяющая церковный погост от сада.

Кладбищ в приходе 10. Расположены они на различном расстоянии от церкви; собственно городское кладбище находится от города в 1 версте. В числе кладбищ считается одно древнее, расположенное при шоссейной Слуцкой дороге и ныне упраздненное, так как сия местность вошла в черту городской земли для поселения жителей. Приписных церквей имеется две: во имя Св. мученицы Софии, на городском кладбище, со склепом, в котором погребены некоторые лица, и во имя Св. Николая, в хуторе Луках. Кроме того, в деревне Ясный Лес находится часовня.

После постройки собора в 1835г. он получил статус 2 класса церкви, деревянной. Штатного годичного жалования причту 720 руб. сер. Земли пахотной и сенокосной 56 дес.(1 дес.= 1 га ). Прихожан 1095м . и 1225 ж. Раскольников 153 м. и 155 ж. Для причта домов нет.

ПРИХОД.

В состав Бобруйского прихода входили жители г. Бобруйска с его форштадтами и хуторами, а также деревнями: Орновичи, Писчаки, Кончани, Думановщина, Ясный Лес, Величково и Дома-ново; последняя деревня, отстоящая от церкви на 14 верст, составляет самый дальний пункт при-хода. Всех прихожан 2069 душ мужского пола и 2055 душ женского пола, не включая сюда жите-лей трёх селений, от Горбацевичского прихода и вошедших в состав Бобруйского.

Прихожане, жители города, принадлежат к мещанскому сословию, а жители деревень исключительно крестьяне. Преимущественное занятие прихожан, как мещан, так и крестьян, – хлебопашество; а из ремесел между первыми особенно развито горшечное, которое для большей части их служит почти единственным средством к жизни.

Прихожане не отличаются глубокой религиозностью, многие из них представляют исполнение христианских обязанностей не столько в усердном посещении храма и в заботе о чистоте нравов, сколько во внешних действиях, как то: ставлении свеч, поклоны и механическое чтение молитв. В приходе особенно чествуются Рождество Христово, Пасха, Пятидесятница и храмовые праздники 9 мая и 6 декабря. В эти дни, а также в великую Субботу бывает наибольшее стечение богомольцев.

Кроме того, у прихожан в обычае приглашать духовенство для благословения домов и скота, с крестными ходами, каковые преимущественно бывают после праздника Троицы, в июне и июле месяцах; причем жители некоторых форштадтов держатся одних и тех же праздничных дней, а другие избирают вообще дни, свободные от занятий; в эти дни, обыкновенно, совершается Литургия и после оной с образами – Крестный ход. Но особенно выдающееся между прихожанами-мещанами существует обыкновение – устраивать при погребении и поминовении усопших заупокойные столы, что еще при жизни родители обязывают своих детей в точности исполнить. Это обыкновение предосудительно в том отношении, что не имеет характера ни религиозного, ни благотворительного, так как в сих трапезах бывает невоздержное угощение явствами и вином, а участниками исключительно бывают сродники и соседи, нищие же и бедные люди не приглашаются.

ПРИЧТ.

По штату причт при сей церкви положен двухклирный, состоящий из настоятеля – протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Ныне настоятелем – протоиерей Феодор Смолич, студент семинарии, священствует с 1854г. в сане протоиерея с 1875г. Имеет наперстный крест. Причт, протоиерей священник, диакон и два псаломщика.

Священник Иосиф Яхимович, студент семинарии, священствует с 1875г.

ВЛАДЕНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЦЕРКВИ И ПРИЧТУ.

Церковной земли в пользовании причта находится следующее количество: пахотной 39 дес., сенокосной до 26 моргов, а усадебной не имеется; пахотная земля находится в одном отрубе, а сенокосная в 5 урочищах; плана и межевых книг на сию землю нет. Домов для протоиерея, священника и дьякона не имеется; а для двух псаломщиков и просфорни есть два церковных домика на городском плаце, вблизи церкви, и при них сарай и подвал. Относительно возведения необходимых помещений для членов причта ничего не предпринимается ни прихожанами, ни комиссиею, осматривающею помещения сельских причтов; в этом отношении причт Бобруйского собора остается совершенно необеспеченным.

ЦЕРКОВНЫЕ И ПРИХОДСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

В приходе имеется одноклассное приходское училище и при нем женская смена. Грамотных между прихожанами мещанского сословия можно считать до 20%, а между крестьянами – 5%. В городе имеется классическая прогимназия».

В 1892 году на средства, отпущенные из казны, а также на церковные пожертвования был за-ложен в центре города новый каменный Николаевский Собор, который был построен за 2 года и освящен в 1894г.

приходу собора в конце ХIХ в. принадлежало 11 деревень в окрестностях Бобруйска и сам город. В 1902г. всех прихожан было 3312 м. и 3354 ж. При соборе имелось церковной земли: 2 дес. 369 кв. саж. огородной, 37 дес. 60 кв. саж. пахотной и 33 дес. 1865 кв. саж. сенокосной.

Причт протоиерей, священник, диакон, два псаломщика. Для помещения причта церковных домов в это время не было.

К собору принадлежали следующие приписные и кладбищенская в г. Бобруйске церкви: Софийская на городском кладбище, деревянная, построена в 1829г.; Николаевская на хуторе Луки, деревянная, построена в 1826г.; Духовская на Березинском форштадте, деревянная, построена в 1901 г. из бывшего в Бобруйске старого Николаевского соборного храма с добавлением нового материала.

Кроме того, как в бывшей крепости, так и в городе имелось 7 церквей военного ведомства: Александро-Невский каменный собор в крепости; Предтеченская малая деревянная церковь, называемая подворьем крепостного собора, на Минском форштадте; Николаевская домовая церковь при тюрьме в крепости; домовая церковь в крепости в военной больнице; принадлежащая к ней домовая же малая деревянная церковь при летнем госпитале возле Березинского форштадта; малая военная полковая церковь на военном поле Березинского форштадта.

В приходе Никольского собора в конце ХIХ в имелись церковно — приходские школы; одноклассная Бобруйская соборная, Березинская мужская, Березинская женская (обе на Березинском форштадте ), Луковская (на хуторе Луки женская воскресная ).

К началу ХХ в. в Бобруйске было 38376 чел. 8 тыс. коренного православного населения.

В городе 11 церквей (4 в крепости) и один Николаевский собор с приделом в честь Рождества

Пресвятой Богородицы. Земли 2 дес. 368 кв. соток огородной, 37 дес. 60 сот пахотной, 33 дес.

1865 соток сенокосной.

Во время Великой Отечественной войны Николаевский собор оставался действующим; на территории, прилегающей к зданию храма немецко-фашитскими захватчиками было устроено кладбище по захоронению погибших солдат.

Собор был закрыт в середине 60 – х годов (1964г.). Все культовые предметы были отданы общине, а само здание было переделано в плавательный бассейн. Община перешла в Николо-Софийскую церковь. К Николаевскому Собору принадлежали церкви:

1. Георгиевская в деревне Думоновщина.

2. Николаевская на хуторе Луки, построенная в 1826г.

3. Сафийская, построенная в 1829г.

4. Духовская, построенная в 1901г. из Николаевского собора.

5. Часовня в деревне Ясны Лес.

С 2003 г. в здании собора вновь зазвучала молитва. Для Православной Церкви властями города Бобруйска было отдано помещение бывшей «пономарки» слева от Алтаря, где совершались богослужения, церковные таинства.

1 августа 2003 года в собственность РПЦ было передано всё здание Николаевского кафедрального собора. Начались восстановительные работы по воссозданию храма в прежнем облике.

Использованная литература:

А. М. Ненадавец Летапiс горада на Бярэзiне. (1387 — 1917). Минск. «Вышэйшая школа», 1998г.;

Сайт храма

Бобруйская епархия © 2024 ·   Войти   · Дизайн: иер. Алексий Болотов Наверх